?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К дню памяти св. мч. младенца Гавриила Белостокского немножко истории и здравого смысла:

Кровавый навет на евреев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях.
Открытое обвинение евреев и ранних христиан (некоторые мусульмане и язычники до сих пор обвиняют христиан в съедении собственного Бога т.е. считают обряд Причастия актом каннибализма - V.S.) в принесении человеческих жертв с целью использования их крови в ритуальных целях впервые возникло в Римской империи в начале нашей эры.
Эллинистические писатели, враждебно относившиеся к евреям и их религии, также касались этой темы, как, например, в писаниях Апиона (I в. н. э.), жителя Александрии (ср. Иосиф Флавий, Апион 2:89-102). В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах, но в сознании христиан появилась идея того, что в ритуальных целях евреями может использоваться человеческая кровь.
Широкое распространение подобные обвинения получили в Англии, начиная с XII века. В России первым мучеником-христианином, погибшим от иудеев, считается святой Евстратий Печерский (1097 год). С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность.

Практика иудаизма в отношении крови и жертвоприношений

Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Прежде всего, запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы. Кроме того, использование крови (человеческой или любой другой) в приготовлении пищи строго запрещено кашрутом. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми (Лев.15). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена (Лев.17:12-13). Согласно Книге Левит, кровь жертвенного животного может быть использована лишь на жертвеннике Иерусалимского храма (который ко времени приписываемых событий уже не существовал сотни лет).
В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме, Танах (Ветхий Завет) и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев (Втор.12:31, 2Цар.16:3). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах (Исх.34:15, Лев.20:2, Втор.18:12, Иер.7:31). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников (коэнов) в одной комнате с человеческим трупом (Лев.21:11). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день.


Позиция католической церкви

Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
Папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество». Папа Бенедикт XIV разрешил почитание Андерла фон Ринна (нем. Anderl von Rinn) в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа Григорий X отверг подобные обвинения на иудеев. В настоящее время католическая церковь безоговорочно считает подобные обвинения евреев кровавым наветом, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором.

Позиция православной церкви

В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов, сказал:
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской Духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной Академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».
Святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист, священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство» и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
roocaya
May. 6th, 2011 03:18 am (UTC)
надо же, а я думала, что все это только новые веяния
(мне где-то год назад пытались доказать очень серьезно, что у евреев есть страшный обычай приносить христианскую кровь в жертву)
wanderingval
May. 6th, 2011 04:12 am (UTC)
Ага, и мацу на крови христианских младенцев замешивать :)))))
roocaya
May. 6th, 2011 02:09 pm (UTC)
що-та вроде того:)
maimixalych
May. 6th, 2011 10:59 am (UTC)
Со всем согласен, только о. А Мень никогда себя экуминистом не считал, но твёрдо стоял на православно-христианской позиции. Его мечтой было примирение католиков и православных, как и В. Соловьёва тоже.
wanderingval
May. 6th, 2011 11:53 am (UTC)
Его мечтой было примирение католиков и православных - согласен :) Где Вы, Михалыч???
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono