?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поэтому христиане с иронией относятся к якобы постному соевому мясу или, скажем, кокосовому молоку. Ведь пост не в качестве пищи, а в максимальной простоте и минимальном количестве. И соевые сосиски здесь совсем ни при чём.


Диета. Вегетарианство. Пост
Юлия Гайдыдей

- Колбаса без мяса и растительное сливочное масло -
специальные продукты для поста.
- Относятся ли в этом случае к постным продуктам
безалкогольное пиво и резиновые женщины?
из журнала отца Сергия (Круглова)

Человеческое сознание устроено так, что нам необходимо всё классифицировать. Это живой мир, это неживой. Это деревья, а это кусты. Это клёны, а это берёзы. Насколько грамотно будет расклассифицирован тот или иной объект, зависит напрямую от объёма знаний, коим обладает классифицирующий.

Говорят, лучше незнание, чем частичное знание. Ведь если ты знаешь что-то, может возникнуть иллюзия, что ты знаешь достаточно, чтобы делать выводы. А они, к сожалению, не всегда получаются корректными.

И поэтому сегодня я хочу разобрать и грамотно расклассифицировать такие понятия, как пост, вегетарианство и диета. Начнём с самого простого.

Конечно, сейчас уже гораздо меньше людей считает, что пост равно диета. Но такие люди всё равно есть. Причина путаницы проста: и диета, и пост – это воздержание от пищи. И хотя постящиеся едят столь вредное для фигуры мучное, а безобидную говядину, наоборот, не едят, многие люди предпочитают пренебречь этим фактом. Они с завидным упорством говорят: пост – это ограничение в пище. Вы себя в мясе ограничиваете, а мы в тортиках. Ограничение? А то! Значит, мы тоже постимся.

На самом деле различие очевидно. Пост – это духовная практика. Диета же – понятие, к религии не относящееся. На одной и той же диете могут мирно сидеть рядком мусульмане, христиане и буддисты: ни одна диета сама по себе не постулирует ни духовных ценностей худеющих, ни тезисов их загробной участи.

В отличие от аргументации вегетарианства.

Корни этой практики уходят в плодородную почву Азии. Вегетарианство зарождается как духовная практика и имеет вполне объяснимое основание в теории реинкарнаций. Если у тебя есть все шансы в следующей жизни стать представителем фауны, вряд ли ты сможешь спокойно употреблять в пищу будущих сородичей.

Буддизм – одна из главных религий, проповедующая теорию реинкарнаций. Не все буддисты, правда, являются вегетарианцами. Существует правило: если ты пришёл в дом, а там собираются ужинать мясом, не гнушайся и ешь. Это животное было заколото не для тебя, твоя карма чиста от его смерти. Как видно, практика буддийского воздержания от мяса гораздо условнее современного, и куда больше связана с религиозным аспектом, нежели с этикой.

Чем ближе к нашему времени, тем сильнее изменяется мотивация вегетарианцев. Если раньше у людей, живших на севере, не возникало вопроса, есть ли мясо и кутаться ли в шкуры, то сейчас ситуация стала другой. Даже в самый лютый мороз на прилавках супермаркетов есть свежие овощи и соевая продукция, а шкура молодого синтепона заменит любой мутон. Теперь вопрос, насколько этично убивать животных, стал куда актуальнее.

Вегетарианцы делятся на разные группы. Кто-то не ест только представителей фауны, кто-то отказывается от молока, кто-то даже от мёда. В 1944 году Дональд Ватсон основал самую строгую форму вегетарианства: веганство. Его идеология в том, что человек не должен вообще никак не эксплуатировать животный мир. Аргументация варьируется от этических соображений до утверждений о нарушении экологии.

Каковы бы ни были причины, они в любом случае упираются во вред природе. Вегетарианцы говорят, что если воздержание от мяса обусловлено здоровьем или стремлением к похуданию, то это не вегетарианство. Этим мы смело перечёркиваем знак равенства между ним и диетой. Но его отличие от поста менее очевидно.

Бытует мнение, что христианские монахи – это лайт-версия вегетарианцев. Мол, дети Божии не хотят вредить зверушкам.

Так вот. Это миф. Красивый, добрый – но миф. Христианский пост не имеет ничего общего с вегетарианством – кроме оооочень абстрактной идеи: отказ от пищи ради чего-то большего.

Чтобы это доказать, обратимся к первоисточнику и поищем заповедь о вегетарианстве в Библии.

На протяжении Ветхого Завета речь о еде заходит не раз и не два. В книге Бытия говорится, что в Эдемском саду человек питался только растительной пищей: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт 1:29). Как ребёнка не кормят бифштексами, так и юные Адам и Ева вполне обходились без мяса.


Адам и Ева в райском саду. Худ. А. Барабанов
Однако уже после Потопа заповедь о пище меняется: Да страшатся и да трепещут вас все звери земные… все, что движется на земле, и все рыбы морские… все движущееся, что живет, будет вам в пищу (Быт 9:2-4). И с этих пор о запрете на мясо речи нет нигде. В Ветхом Завете обсуждается, какие животные чистые, а какие нет, как их можно готовить, а как нет («Не вари козлёнка в молоке матери его», например). Вопроса, можно ли есть животную пищу, не возникает как такового.

А Евангелие вообще не о том. Оно о Боге, людях и Любви. Иисуса пытаются пару раз спрашивать о пище, но Он всякий раз оборачивает свой ответ нравственным поучением, к еде никакого отношения не имеющим.

Финальный аккорд на тему пищи звучит в Деяниях, и сыграть этот аккорд предстоит апостолу Петру: почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. (Деян 10:10-15)

В Ветхом Завете устанавливался запрет на определённых тварей, как на нечистых. В Новом Господь прямо говорит Своему ученику: Бог очистил всех животных. Не почитай их больше нечистыми. Пусть их нечистота не мешает тебе принимать их в пищу. Да, отрывок не о том, что Господь разрешает есть мясо. Позволение есть мясо дано ещё Ною, дополнительного никто и не ждёт! Зато есть наглядное отсутствие запрета. Заколи и ешь.

Вроде бы, всё очевидно, понятно, точки над «ё» расставлены.

Остаётся маленькое «но». Пост.

Сразу напрашивается вывод: пост – это такое время, когда христиане резко начинают жалеть животных. И, во имя любви к природе и уменьшения насилия в мире, решают немножко поотказывать себе в колбасе. Той, которую не из сои делают.
Любой человек, слышавший о посте чуть больше, чем немножко, понимает, что здесь всё гораздо сложнее.

Только в чём заключался пост древних?
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни/ (Лк 4:1-2) Вот пост пророков древности. Это же – пост первых христианских монахов, уходивших в пустыню.

Отсутствие еды, голод – это не цель, а средство. После длительного поста тело перестаёт особо сильно брыкаться и хотеть всего подряд. Заглушаются желания животного порядка. И вот тут-то и проступает истинная сущность человека. Желания-то никуда не исчезают. А если не хочет тело, значит, хочет душа? Чего она _на_самом_деле_ хочет?

Чтобы добиться гармонии устремлений, пробудить душу и поставить её главенствующей над телом, монахи истощали тело постом (читай: голодом) и укрепляли душу молитвой. Вот это – особенно важно. Пост с молитвой способен вознести человека до святого – пост без молитвы в лучшем случае поможет похудеть. Бесполезно отращивать крылья, если ты не собираешься летать. Они будут только мешать, раздражать, и в конце концов ты сам же их и отгрызёшь.

Почему христиане время от времени уподобляются вегетарианцам? Если запрета на мясо-молоко нет, то почему выбор постящихся падает именно на растительную пищу? Ответ прост, как табуретка: потому что такая пища быстрее переваривается организмом, и чувство голода возникает гораздо раньше.

Мы не монахи-подвижники, мы не в состоянии 40 дней вообще ничего не есть. Не пахари, не плотники, мы офиса работники. Организм хочет питаться 3 раза в день, если не чаще, а иначе будут не отчёты и проекты, а обмороки и больницы. И тогда Церковь говорит: ребята, выход есть! Ешьте настолько просто, насколько возможно. Каша, картошка, хлеб, какие-нибудь простенькие овощи – вот и будет вам пост! Главное, не объесться, не забыть, зачем, собственно, ограничиваемся.


Монах. Худ. Эдуард Панов
Поэтому христиане с иронией относятся к якобы постному соевому мясу или, скажем, кокосовому молоку. Ведь пост не в качестве пищи, а в максимальной простоте и минимальном количестве. И соевые сосиски здесь совсем ни при чём.

Вот и выходит, что границы между постом и вегетарианством чёткие и легко проводимые.

Хотелось бы, правда, заметить одну любопытную особенность.

Вегетарианство, ставшее популярным в XIX веке, основано не на теории реинкарнации, пугающей следующими воплощениями, а на жалости к живым существам. На нежелании плодить насилие и жажде мира во всем мире – в том числе, мира и гармонии с природой.

И это прекрасно. Ведь это значит, что проповедь Христа была услышана, и теперь мы уже не считаем нормальным убийства, мучения, смерть живых существ.

Нет, Библия не запрещает употребления мяса в пищу. Это не грех. Но тот факт, что многие люди считают это жестоким – заслуга Евангелия и тех, кто его проповедовал.

взято из http://www.matrony.ru/dieta-vegetarianstvo-post/

Это значит, что проповедь любви не прошла бесследно. Она изменила мир.

А значит, слава Богу.

Аминь.

взято из http://www.matrony.ru/dieta-vegetarianstvo-post/

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
starcheko
Nov. 28th, 2013 02:30 pm (UTC)
Получается что мы в советское время постились.
Ибо ели очень просто.
wanderingval
Nov. 28th, 2013 02:45 pm (UTC)
ну я б не сказал :) а икорка на праздники, а мясо, а миллион салатов типа "селедка под шубой" и "оливье" :)))) Но что правда то правда - полуфабрикатов почти не ели и еда была вся почти "органик" :)))
starcheko
Nov. 28th, 2013 02:51 pm (UTC)
Икру помню, на праздники. Салат оливье на тогда же.
А вот мясо...
Кашу, картошку помню хорошо.
wanderingval
Nov. 29th, 2013 02:20 am (UTC)
мясо на базаре у нас было всегда отменное... в магазине - по госцене и без блата - до середины 80х. А в Москве вроде было всегда... Я когда ездил в Москву - всегда приезжал с баулами (колбасы, копчености, паштеты всякие:))) Не то что б у нас не было - но в коопах, то есть гораздо дороже.
Ну а цены - вырезка говяжья 1.90 р. кг. На базаре -3р. 50к. так мне всегда бабушка говорила, что там покупают только "богатые" :)))) Короче, даже при моем минимуме в 70р. я мог себе позволить и за квартиру заплатить и мясо/рыбу и на базаре овощи/фрукты. А вся халтура - на шмотки и на поездки:)
starcheko
Nov. 29th, 2013 02:26 pm (UTC)
Во Ржеве не было мяса и колбасы. На рынке или украденную с мясокомбината, или привозную колбасу из Москвы.
В Москве, без особых очередей колбасу можно было купить в магазине. Докторскую.
Её целиком (батон) и привозили во Ржев. Ели размораживая и поджарив.
Не ели мы в Москве копчёности и паштеты. Пили кофейный напиток Колосс. Родители, в день зарплаты, покупали иногда бананы и даже ананасы. Это было круто.
Рыба была, точно. На рынок ездили очень редко.
Вообще, жили очень скромно. Не только в еде.
wanderingval
Nov. 29th, 2013 11:44 pm (UTC)
но, у нас на Украине с пригородных сел постоянно привозили товар на рынок и в кооп магазины. Дома всегда была еда. Правда мама "пахала" на полторы ставки и имела частных учеников по музыке. Ну и у меня всегда была "халтура" - рисовал и фотографировал. Я не могу сказать что жили богато, но еда была всегда и деликатесы тоже, одевались нормально и каждый год ездили на море.
starcheko
Nov. 30th, 2013 02:21 am (UTC)
У меня мать преподает в училище, отец инженер.
Помню как ему дали премию он на неё купил простейший проигрыватель.
Не пили, не курили, гостей особо не водили.
Ездили в основном на дешёвые турбазы.
Мне нравилось в Херсон, на турбазу у Днепра и Речного Вокзала.
Там дядя жили с тётей рядом.
В Скадовске было уныло. Медузы в заливе, ели овощи фрукты и много консервов.
Летали как-то на Кукурузнике из Херсона в какой-то закрытый участок на море. Километр от турбазы отходишь - никого. Местные только в лиманах рыбу ловили.
И где-то под Адлером, когда жили на частном секторе, я словил инфекцию в ухо. Там теперь шрам.
Есть чего вспомнить:)
wanderingval
Nov. 30th, 2013 03:06 am (UTC)
:))))) Мы больше рентовали в частном секторе (в Одессе, на Фонтане). Какие-то землянки - мазанки в которые надо было залазить полусогнувшимся, но какие были замечательные, душевные старушки- хозяйки:) А жрали в доме отдыха - интерлагере "Маяк", с официантками договаривались :) У нас было куча гостеприимной родни в Одессе, но останавливаться мы у них не хотели, чтоб не "нагружать". так, ходили в гости...
Папа у меня работал рабочим на военном заводе, а мама - преподавала музыку в балетной школе, после обеда играла уроки (балет) в театре и вечером занималась с учениками дома.
Ну и слепая бабушка - пенсионерка (27р. пенсия) колдовала на кухне.
Рядом был гастроном, где грузчики приторговывали дефицитом чуть дороже чем госцена, но гораздо дешевле чем на базаре :)))
Но, в театр ходили минимум раз в неделю... И раз в филармонию... Ну и разок - другой - в кино... Ну и родни и друзей было много - то есть каждая вторая неделя - день рождения, свадьбы, юбилеи... Пару раз в неделю ходил в кафе "Армянка" где собиралась вся "творческая элита" города... Пару раз в "аппендицит" - там собирались взрослые спортсмены и тренера.
Туда ходил и папа небезизвестного Олега Тягнибока - Ярослав.
Эх, изобрести б машину времени :)))

Edited at 2013-11-30 03:06 am (UTC)
starcheko
Nov. 30th, 2013 07:24 am (UTC)
Да... Да мы, получается, прозябали ...
valentincehov
Nov. 29th, 2013 05:18 am (UTC)
Так какой смысл есть мясо если перволюди были созданы вегетарианцами?
Значит мясоедение это пищевое извращение? Если скотоложество это грех, то почему скотопоедание - нет?

Какой смысл покупать мясо - самый дорогой продукт питания потребительской корзины? И при том продукт такой же бесполезный как водка и табак ибо без мяса человек не заболевает и не умирает.

Может и не грех мясо, но греху мясо весьма способствует.

А есть ли святой-мясник в христианстве и его икона в фартуке и с топором?

Христос обличал людей у которых бог это чрево, а чем же чревоугодник наполняет брюхо как не дорогими продуктами?

Да и неспроста всеядные немцы,японцы, римляне,конкистодоры,османы и прочие колонизаторы нападали на соседей.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono